Ликбез для начинающих

Хороший всадник должен одинаково уверенно чувствовать себя в седле при езде в закрытом манеже, в поле и при преодолении препятствий. Мастером верховой езды никогда не станет тот, кто уделяет мало внимания, а тем более пренебрегает одним из этих видов верховой езды.

С первых шагов обучения редко кому удавалось предугадать, насколько овладеет он искусством верховой езды. Первое желание начинающего скромнее - просто научиться ездить верхом. Но начало обучению верховой езде одинаково на первых порах для всех.

На спокойной учебной лошади каждый начинающий всадник должен проездить 30 часов и в достаточной степени овладеть ездой на всех аллюрах - шагом, рысью и галопом. Возможности заниматься верховой ездой, естественно, не у всех одинаковые: один садится в седло только раз в неделю, у другого же больше свободного времени да и интерес к этому виду спорта особый, а кое для кого верховая езда-дополнение к профессии. Для одних лошадь-средство передвижения, для других же постижение секретов верховой езды становится долголетним увлечением, искусством. И естественно, чем проще задачу ставит перед собой начинающий всадник, тем быстрее он может достичь цели. Если же честолюбие и спортивный азарт не дают человеку покоя, и грезятся ему чемпионские лавры, то и отношение к занятиям верховой ездой у него особое. Но мастером конного спорта может стать только тот, кто ежедневно в течение многих лет совершенствует свою технику, набирается знаний и опыта, хотя и для таких спортсменов справедливой остается поговорка "Век живи - век учись!".

Обучение неопытного всадника начинается с упражнений, способствующих выработке правильной посадки, одновременно с этим его учат поддерживать контакт с лошадью и воздействовать на нее. Нередко говорят, что посадка - это основа верховой езды. До некоторой степени это, конечно, верно. С другой же стороны, характер посадки всадника целиком зависит от того, какое воздействие он хочет оказать на лошадь. А посадка и воздействие в не меньшей степени определяются наличием контакта между всадником и лошадью.

С первых же шагов начинающий всадник должен учиться находить этот контакт, крепко и непринужденно сидеть в седле благодаря умению сохранять равновесие. Он должен без труда входить в ритм движения лошади и научиться воздействовать на нее мышцами пояснично-крестцового отдела, корпусом, шенкелями и поводьями. Кто не чувствует контакта с лошадью, тот не может непринужденно и прочно сидеть в седле. Такой всадник в какой-то неестественной позе "приклеивается" к лошади, что с верховой ездой не имеет ничего общего. Такая посадка абсолютно неправильна, хотя дилетанту и может показаться верной. Хорошим всадником можно считать только того, кто чувствует контакт с лошадью и держится в седле непринужденно.

Мастерами верховой езды считают себя многие, но, мягко говоря, большинство из них явно переоценивают свои способности. Такие ездоки сваливают вину на лошадь, ссылаясь на некие ее недостатки, которые при компетентной оценке вообще не обнаруживаются или же не играют существенной роли. Поэтому так много лошадей оказываются плохо выезженными, замечу, кстати, что в их число входит и часть тех, о которых говорят, что выезжены они хорошо. Действительно же хорошие всадники и хорошо выезженные лошади встречаются весьма редко. И главная беда в том, что мало кто из всадников может точно назвать причины возникновения собственных ошибок, выяснить, что такое хорошо или плохо выезженная лошадь, и можно ли исправить ее недостатки.

А задумываться над этим должен каждый, кто хочет овладеть искусством верховой езды. 99% всех лошадей грешат непослушанием. А 99 % всадников не знают, как избавить своих лошадей от этого недостатка и научиться тому не пытаются. Надо полагать, все они слышали, что лошадь нужно приучить повиноваться посылам. И только? Достаточно уже и того, что они об этом слышали? Только вот мало кто этим занимается. И тем самым они хотя и ненамеренно, но неизбежно получают плохо выезженных лошадей. Действительно ли так трудно приучить лошадь к посылам, как это утверждают? Начинающий заниматься верховой ездой не знает, что научиться этому так же легко, как войти в ритм движения лошади. Но осознать этот факт, а следовательно, и выработать правильную посадку 99 % всех всадников научиться не могут, потому что не умеют управлять мышцами пояснично-крестцового отдела. То, что каждый ребенок умеет делать на качелях, недоступно большинству всадников в седле. Эта горькая истина должна заставить подумать каждого, кто обучается верховой езде: не следует ли и ему проникнуть в эту "жгучую тайну".


ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И КОМАНДЫ


На поворотах при движении рысью поступают так же, как и на шаге, следя за тем, чтобы лошадь шла в одном и том же темпе и уж ни в коем случае не останавливалась или не переходила на шаг.

Кроме учебной рыси, существует так называемая строевая, или облегченная, рысь. Она заключается в том, что всадник, привставая на стременах, подает корпус вперед и вверх, пропуская в это время один толчок. Опустившись в седло, всадник сейчас же поднимается снова и т. д. Эти опускания и приподнимания должны производиться ритмично, в соответствии с ритмом движения лошади.

Равновесие при этой рыси устанавливается уже не по седалищу, как при учебной рыси, а по ступне, через колено. Корпус слегка подается вперед. Упор на стремя увеличивается. Не надо подниматься высоко от седла, а делать это лишь на столько, чтобы пропустить темп.

Строевая рысь может быть обычной и прибавленной. Прибавленная рысь — это очень быстрый аллюр, она может достигать скорости свободного галопа. Во время движения рысью руки не должны болтаться, а локти не должны отходить от туловища. Подколенный угол во время привставания будет увеличиваться, а в то время, когда всадник будет опускаться в седло, — уменьшаться, но колено должно плотно лежать на крыле седла в одном и том же месте.

Шенкеля всегда должны ощущать бока лошади и, если надо, посылать ее в тот момент, когда всадник опускается в седло. Особенно надо следить за тем, чтобы ступня была параллельна земле и чтобы при привставании на стременах шенкель не уходил вперед, а сохранял правильное положение у боков лошади.

Когда вы освоитесь с управлением на учебной и строевой рыси по прямому направлению, можно перейти к изучению перемен направления, вольтов, заездов и поворотов.

При обучении езде верхом для выполнения различных упражнений применяют ряд команд. Основные из них надо знать каждому коннику.

Все команды, кроме команды «Смирно» или «Повод», делят на две части — предварительную и исполнительную. Предварительная команда дает возможность всаднику успеть сообразить, какими способами управлять и как надо воздействовать на лошадь. Исполнительная команда «Марш» у конников подается протяжно — «ма-арш», чтобы всадник упел передать свое требование лошади. Таким образом, услышав предварительную команду, нужно быстро сообразить, что требуется сделать по этой команде, чем и как воздействовать на лошадь, чтобы она выполнила эту команду, и подготовить ее к выполнению движения. По исполнительной команде заставляют лошадь подчиниться и выполнить требуемое движение.


Самые необходимые команды следующие:

  • ​ «Шагом — ма-а-рш!». По команде «Шагом» вы соображаете, что надо смягчить повод и выслать лошадь шенкелями вперед. По команде «Ма-арш!» вы высылаете лошадь и двигаетесь шагом. «Рысью — ма-арш!» — все переходят на строевую рысь. Если же надо идти учебной рысью, то подается команда «Учебной рысью — ма-арш!».
  • ​ ​ «Смена (или всадник) — сто-о-й!» — по предварительной команде надо сообразить, что сейчас будет команда «Стой»,— значит надо натянуть повод и прекратить движение. По исполнительной команде «Сто-о-й!» останавливают лошадь и стоят по команде «Смирно»; лошадь должна стоять ровно на всех четырех ногах.
  • ​ ​ «Перемена направления (из угла или через манеж) — ма-а-арш!» Перемену направления делают с того места, где застает исполнительная команда: если из угла, то по диагонали манежа или площадки, на которой вы занимаетесь. Подавать исполнительную команду надо с таким расчетом, чтобы поворот получился, когда лошадь пройдет шесть шагов от угла по длинной стенке или по диагонали не дойдет шести шагов до противоположного угла. Таким образом повороты выйдут не резкие, а плавные. Перемену направления через манеж делают там, где вас застала команда «Ма-а-рш!», и перпендикулярно на противоположную стенку, переменив направление движения.
  • ​ ​ «Направо (или налево) назад — ма-а-рш!» — по команде «Ма-а-арш!» делают полувольт (полукруг) диаметром 5—6 м и, подойдя к стенке полуоборотом, двигаются в обратном направлении.
  • ​ «Вольт налево (или направо) — ма-а-рш!» — по исполнительной команде делают полный круг диаметром 5—6 м, отходя от стены и подходя к ней обратно, и продолжают движение в первоначальном направлении.
  • ​ ​ «Налево (или направо) кругом — ма-а-рш!» — по исполнительной команде должна последовать полная остановка, а затем движение передних ног лошади вокруг задних в указанную сторону. Задние ноги лошади должны повернуться на месте, а передние описать окружность, при этом голова лошади должна смотреть в сторону поворота, а осью поворота служит внутренняя задняя нога.
  • ​ ​ «Налево (или направо) кругом на переду — ма-а-арш!» — по исполнительной команде должна последовать полная остановка и затем движение зада лошади вокруг переда. Ее передние ноги должны переступать на месте, а задние описывать окружность. Голова лошади должна быть направлена в сторону движения задних ног, а осью поворота должна быть внутренняя передняя нога.
  • ​ ​ «Назад равняйся — ма-а-рш!». Эта команда обычно подается из положения стойки на месте — надо осадить лошадь назад на 3—4 шага и остановить ее, затем повторять это движение до команды «Стой!».

Наиболее трудные из этих упражнений — повороты «кругом» на заду и на переду, так как они требуют раздельной работы каждого шенкеля и уже некоторого навыка во взаимодействии шенкеля, повода и корпуса, которые действуют всегда в сторону поворота. Поэтому эти упражнения применяют только в конце первого года обучения, когда всадники становятся более опытными. При переходе от большего аллюри к меньшему, как, например, из галопа в рысь или из рыси в шаг, команда «Марш!» не подается, а просто подаются протяжные команды: «Р-р-рысь-ю» или «Ша-а-гом!»

Перемены направлений, вольты и заезды можно производить группой всадников, самостоятельно и по головному номеру. Для того, чтобы сделать движение «по головному номеру», перед предварительной командой добавляют слова: «По головному номеру...»

Например: «По головному номеру, направо-назад — ма-а-рш!» или «По головному номеру перемена направления через середину манежа — ма-а-рш!» и т. д.

На заездах и вольтах лошадь должна быть согнута в боку по окружности, которую вы описываете данным поворотом.

Этой согнутости можно достигнуть, действуя внутренним поводом на голову лошади и работая шенкелями, из которых наружный отведен немного назад. Положение, которое этим достигается, называется постановлением лошади в сторону поворота. При этом внутренний шенкель является как бы осью поворота.

Надо научиться делать постановление в одну и другую стороны, идя и по прямой, но здесь оно гораздо более незначительное, чем при поворотах. Обычно достаточно того, чтобы видеть задний край глаза лошади, но, идя по прямой, надо следить за тем, чтобы лошадь не откидывала зада в сторону, а ставила задние ноги по следу передних.

Хорошо усвоив, что такое постановление, и научившись легко его добиваться, можно переходить к следующему аллюру — галопу.

При езде в манеже, по стенке, по команде «Галопом — ма-а-рш!» лошадь поднимают всегда с внутренней ноги, а именно: при езде налево — с левой, при езде направо — с правой. Если лошадь идет с наружной ноги, такой галоп называется контргалопом. Во время езды надо всегда внимательно как бы прислушиваться к движению лошади и своевременным посылом стараться предупредить неповиновение. Если лошадь пытается ускорить галоп — шенкель должен быть совершенно спокоен, а действие повода усиливается.

Для всадника, умеющего хорошо сидеть на учебной и строевой рыси и могущего выполнять все вышеперечисленные упражнения, езда галопом не представляет никакой трудности.

Скорости нормальных аллюров:

  • ​​ шаг — 10 мин 1 км;
  • ​ рысь учебная — 7—8 мин 1 км;
  • ​ рысь строевая — 5 мин 1 км;
  • ​ рысь прибавленная — 3—4 мин 1 км;
  • ​ галоп манежный — 7—8 мин 1 км;
  • ​ галоп свободный — 3—4 мин 1 км;
  • галоп полевой — 2—2,5 мин 1 км;
  • ​ карьер — галоп в полную возможность лошади (резвый галоп).

ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ ПРЕПЯТСТВИЯ

Когда вы научитесь сохранять правильную посадку и чувствовать себя непринужденно при езде без стремян на рыси, можно перейти к прыжкам через препятствия.

Лошадь, прыгая, описывает траекторию, а задача всадника не выйти из равновесия с лошадью во все время прыжка, иначе он помешает ей сделать прыжок правильно и будет нарушена траектория прыжка.

Для того чтобы не выйти из равновесия с лошадью, вы должны перед прыжком подать корпус вперед, сохраняя спину прямой, а руки с поводом, разжимая в локтях, подать вперед по поводу настолько, насколько это потребуется лошади, для того чтобы она могла вытянуть голову и шею. Во время прыжка очень важно не помешать свободе головы, шеи и поясницы лошади, так как благодаря им она уравновешивается в момент прохождения над препятствием и в момент приземления. Малейшая помеха всадника ведет к тому, что лошадь нарушает правильность траектории полета и цепляет за препятствие передними или задними ногами.

Начинающему рекомендуется на первых прыжках держаться за гриву — это предохранит лошадь от дерганья поводом и создает всаднику более устойчивое положение на прыжке, благодаря которому легче будет сохранить правильную посадку.

После того как вы освоитесь с прыжками, надо постепенно приучать себя прыгать, не держась за гриву, подавая руки вперед по поводу. После прыжка, когда лошадь уже коснется земли задними ногами, всадник приводит руки и корпус в прежнее положение в соответствии со скоростью и аллюром, какими он ехал до прыжка и какими он собирается ехать дальше.

Обучение прыжкам начинается с перешагивания лежащей на земле жерди или бревна. Потом нужно то же самое проделать на рыси, и если все идет гладко, то есть лошадь охотно идет на прыжок и всадник, освоившись с прыжком, сохраняет правильную посадку, можно начинать прыгать с галопа.

Постепенно, по мере усвояемости, можно повышать и расширять препятствия, но в первый год обучения не рекомендуется их ставить выше одного метра. Лучше работать над отшлифовкой техники прыжка.

Надо ознакомить всадника со всеми типами препятствий, разнообразя их, ставя в различных направлениях, а также в системах, в один, два и три темпа. Под словом «темп» здесь подразумевается расстояние в метрах, захватываемое лошадью за один темп галопа. Составляя систему препятствий, тренер должен учитывать, что, если он ставит препятствие в один темп, он должен их поставить друг от друга на расстоянии 3—3,5 м, если в два темпа, то на расстоянии 7—7,5 м, если в три темпа, то на расстоянии 10,5—11 м, и т. д.

Прыжки в системах, и в особенности без стремян, хорошо отрабатывают непринужденную, правильную посадку. На каждом уроке надо прыгать обязательно и со стременами и без стремян.

Имеется ряд стандартных препятствий, с которыми необходимо ознакомиться каждому коннику, — любые из них могут встретиться при классификационных соревнованиях на спортивный разряд или на любых официальных соревнованиях. Все высотные препятствия могут иметь перед собой или сзади себя канаву или заложение. Начинают прыгать через канавы с незначительной ширины до 0,5 м и потом постепенно их расширяют.

Если лошадь или всадник плохо прыгают через какое-нибудь препятствие, это значит, что они еще слабо подготовлены. В этом случае надо сейчас же понизить требование и прыгать через препятствия, которые им по силам.


10 заповедей ...

Один из наиболее известных американских тренеров по конному спорту Джейн Маршал Диллон считает, что всадник как при обыкновенной езде, так и при преодолении препятствий должен выполнять следующие 10 заповедей:

  • Голова поднята, всадник смотрит вперед.
  • Плечи развернуты.
  • от плеча свободно опущены вниз и согнуты в локтях.
  • От локтя до трензеля - прямая линия.
  • Тело расположено максимально близко к луке седла, седалище во время прыжка освобождает седло, при этом не следует выдвигать корпус слишком вперед на шею лошади. Воображаемая вертикальная линия, проведенная через стремена, должна оставить нижнюю часть туловища по другую сторону от ног в качестве "противовеса".
  • Корпус наклонен в достаточной степени вперед, помогая балансировать на ногах.
  • Внутренняя поверхность бедер, коленей и верхней части икр находится в легком контакте с седлом и боками лошади. Этот контакт становится более плотным во время прыжка и последних темпов лошади перед ним.
  • Ноги от коленей несколько "уходят" назад, но только настолько, чтобы путлища были строго вертикальны и шенкеля прижаты к бокам лошади сразу же за подпругами.
  • Стопа несколько вывернута наружу так, чтобы подошвы сапог были видны человеку, стоящему на земле. Это помогает удерживать колени прижатыми к седлу, а ступни - к внутренним дужкам стремян.
  • Ступни прижаты к внутренним дужкам стремян, площадка стремени под широкой частью ступни или чуть сзади, каблуки опущены вниз, носки лишь слегка развернуты (примерно на 20 - 30 градусов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*